География_Хибин

Rambler's Top100

РТС

Германия

24 марта. День седьмой. Наконец-то люди.

"...Мне тяжело. Я считаю дни. Сегодня на перевале Северный Лявочорр у нас экватор. Теперь я считаю, сколько осталось дней до конца. Замучил рюкзак, устала спина, как говориться чужие сапоги натерли ноги. Как и полагается в 13.00 мы вышли на перевал. По старой доброй традиции при приближении группы туристов из Воронежа перевал закрывает пурга и облака..." Как это не парадоксально, наш походный экватор оказался таковым во всех смыслах. Прекратился снег шедший последние дни. В долине реки Северный Лявойок куда мы сейчас попали снега много. На спуске с перевала был лавиноопасный участок. Но мы его быстро миновали и дольше пошел длинный пологий склон с большим количеством снега. Мы тропим и наши души греет надежда на то что сегодня предстоит долгий и трудный путь. Под нами порой глухи стреляя проседает снег, но бояться нечего склоны далеко. Здесь внизу тихо и спокойно. Но чем дальше вниз тем, больше снега. Вдруг нам навстречу из леса вываливает толпа туристов, человек пятнадцать. Это ребята из Новгорода. Довольные тем, что мы для них тоже лыжню тропили, но недовольные тем, что по сравнению с тем, что они прошли, наша лыжня для них коротка. Наш капитан- Дима в этом походе одет с иголочки, на нем новая анарака, новые штаны и вообще он стильно выглядит - сразу видно "чайник". И группа идущая навстречу спокойно проходит впереди идущего Диму и с уважением останавливается перед Серегой Нарольским, который одет в протертое, прожженое и засаленое обмундирование Кости Рудакова, доведенное до такого состояние в золотых и прочих походах на полярный Урал. Серега с воодушевлением начинает водить пальцами показывая и рассказывая, какие мы черти и в каких страшных местах мы побывали. Ребята, идущие нам навстречу, ходят радиально и вид наших рюкзаков, явно свидетельствующих о линейном маршруте, добавляет уважения к увесистымм рассказам Сереги и подключившихся к восхвалению наших подвигов прочих участников команды. Это были первые люди, которых мы увидели с момента душевного прощания со сторожем рудника Карнасурта, который милостливо за сто рублей с каждого участника и литр спирта обещал проводить нас на перевал Эльмарайок и может быть даже пустить нас переночевать, если мы скажем сколько у нас в группе женщин. Тогда мы долго рассуждали про северное гостепреимство. Сейчас же спустя неделю мы радовались людям, но не подозревали, что впереди их будем слишком много. А пока воодушевленный Диман так рванул по лыжне вперед, что не останавливался почти два часа. (Для еще более чайников, чем мы поясняем - чтобы идти нормально и не слишком уставать движение туристов построено дискретно -ходки по 45 минут с остановками на отдых 5-15 минут.) Когда мы уже отчаялись и думали, что от капитанского вдохновения будет нам совсем плохо, мы идущие в хвосте группы увидели Диму без рюкзака. Радость наша была безгранично, даже больше, чем в момент встречи с людями. А Димка был и в этот раз с фотоаппаратом в руках. И он опять охотился на потрясающие виды - пейзажи, и на нас тоже охотился. А фотоохотник он знатный - те фото, что вы можете увидеть на страницах этого сайта, ничто что вы можете увидеть в его, и, к счастью, в наших тоже коллекциях. После отдыха и обеда нам предстоял извилистый спуск к озеру Гольцовое. Благо по лыжне. Долина ручья Сев.Лавайок произвела на меня впечатление, как самое красивое место по маршруту нашего следования. Уже достаточно поздно около 19.00 мы вышли на озеро Гольцовое и в минуты отдыха учились выговаривать его местное название- Пай-кунь-явр. Пишется вместе, но так легче выговаривается. Дольше лыжня идет не по озеру куда нам надо, а уходит на берег и куда-то вверх. Но как говориться "Главное вовремя присесть" (цитата из собрания высказываний Гарькавца Д.В.) и тут из леса появляются ребята из Новгорода, сходившие уже свою радиалку и начинают тропить лыжню в нужном нам направлении. Но вы же ребята, уже знаете нас, мы легких путей не ищем и сворачиваем с лыжни. Спустя час вдоволь натропивши по глубокому снегу, упершись в открытую речку, мы вдоль ее берега вышли на все ту же лыжню, которую покинули на озере. Уже в сумерках мы заканчивали этот наш ходовой день - последний час мы бежали по дороге ведущей к базе КСС. Не дойдя до нее пару километров сошли с дороги и залегли на отдых. Под вечер начался конкретный подли, (налипание снега на скользящую поверхность лыж).

25 марта. День восьмой. Спасибо спасателям.

Утро было отменное. Планов сегодня громадье: пройти очень крутой и высокий перевал Северный Чорргор . Высота 1010 м. Однако вышли опять в 10.00. Борьба с этим явлением к успеху не приводит. Димка прикалывается - Ну ребят, может потренируемся, а ? Напарафинили лыжи и покатили. Меньше чем, за одну ходку вышли к базе КСС. Стоят несколько домиков, огороженных прозрачной оградой и пара снегоходов во дворе. Долго беседывали со спасателями. Узнавали новости что в стране делается. Зубков первым делом поинтересовался - как "Факел" сыграл. А тем временем Антона все нет. Вот Дима пошел ему навстречу. И появляется с рюкзаком Антона на плечах. Оказывается Антон накануне на спуске с Сев.Лявочора повредил себе колено. Движение сейчас для него нерекомендовано, а также спасатели говорят, что навалило буквально за последнюю неделю много снега и склону лавиноопасны. Сев.Чорргор закрыт. Когда мне на него показали, честно говоря, я подумал, что это шутка. Уж очень сурово он смотрится. В итоге принято решение остановиться на сегодня в избе. Стоит это удовольствие по 30 рублей с носу. "...Для меня подобная картина, какая открылась сейчас на базе КСС, была заочно знакома с далекого детства. Именно так как я сейчас увидел эту базу, и эти домики я представлял себе место действия в рассказе Аркадия Гайдара "Чук и Гек". Широкие палати, стол огромный, печки посреди комнаты. Просто сказка. Некоторые товарищи посчитали, что это баловство - цивилизация в походе. А я просто в восторге. Поход получается очень разнообразным, много новых ощущений. Конечно баня, здесь предлагают т такие услуги, это разврат, посреди похода она не нужна. Готовим на примусе. На печке это будет слишком долго. Примус, чтобы мы не дремали, напоминает о себе и из клапана вылетает столб пламени до потолка. И мы дружно начинаем обсуждать последствия такого события в палатке и меры по предотвращению подобных происшествий. Между делом обменяли запасные щечки от креплений на сахар с ребятами из Тулы. Правда щечки они забрали, а сахар обещали повесить на дерево в долине ручья Петрелиуса, куда мы завтра пойдем. Нарольский довольный говорит - Спасибо Рудакову. - За что Рудокаву?- Так это его щечки, чтобы я свои отдал, что-ли? Так Костик умудрился и в нашем походе поучаствовать. После обеда, уже ближе к трем часам. Инициативная группа идет на верх. Наша цель перевал Северный Рисчорр - 910 м. Уходит нас шестеро - Дима, Валя, Суменко, Зубков, Паша и Наташка Курова, двое остаются в лагере. Нарольскому же пришлось вернуться на место предыдущей стоянки за банкой горчицы, которую он там, к своей, радости рабыл. Да зря мы сегодня утром хватались за парафин. Прострел страшный. Как это ни странно, опять у меня сильнее всех. А здорово подниматься вверх без рюкзака, как на прогулке. С рюкзаком, при таком простреле, боюсь, я просто бы умер. А так просто мокрый как мышь, от жары. От меня все оторвались. Только Димка не спеша идет, меня поджидает. Наверху видимость опять минимальна, не везет все-таки нам с этим. Наверху выпили замороженного чайку и домой. А тут обнаруживается очередной подвох. Вниз лыжи не едут. Это слишком. Долго скоблю лыжи и вперед. Вниз как птицы -ощущения потрясающее. Правда падаю порой, но что это по сравнению с таким спуском. Вижу камни и притормаживаю. Однако мой камень был под снегом, лечу головой вперед и удар в плечо, аж в глазах потемнело. Еле встал. Стою на палках качаюсь, а мимо Валя проезжает. Думаю - вот нехороший человек, хоть бы остановился..." А внизу Наталья Сергеева приготовила отличный ужин, просто пальчики оближешь. Но они нас так рано не ждали. Мы в итоге за 2,5 часа поднялись и спустились, от базы до базы. Антон передвигается не уверенно, решили оставить его на базе КСС - завтра спасатели обещали его довезти до Кировска, через простенький перевальчик под названием Яумиовучорр. А мы уходим через Южный Чорргор. Сегодня мы все сушимся. В домике ходить трудно от развешенных вещей. Суменко с Зубковым оказались самые хитрые - сушат ботинке в духовке. Сергеева научила сушить их 10 минут - 5 минут остужать. В итоге по науке они отлично высохли. Намазали кремом и как новые. Жаль только что на базе генератор сломался, и мы сидели без электричества. Телевизора конечно у нас не было, но нужно было зарядить аккумуляторы от Пашиной камеры. Он наснимал уже много. Съемка с комментариями. Как Дима с фотоаппаратом, так и Паша с видео старается поймать ракурс. Надеемся увидеть свои физиономии в телевизоре дома и другим показывать. Только сейчас в избушке Паша распаковал сюрприз, который ему передали на вокзале провожающие. Туристы-водники волнуются, как бы Паша не пристрастился к лыжам.

26 марта. День девятый. Мысли о бегстве .

Слава Богу. Мы наверху. Тут сидит куча детей. Все без лыж. Они поднимались пешком. Это настораживает. Спуск очень крут и каменист около 100 м по высоте, а потом полого. "…Глядя в низ, где то там, то здесь торчали камни я подумал, я бы предпочел тоже спуститься пешком, но зачем подрывать авторитет таким неспортивным поведением. Осторожно начали спуск траверсами. Я пристроился за Валентином. Два или три разворота прошли нормально. Только что мешали идущие вверх дети. Поскольку ехать по Валентином следам получается быстрее, чем по целине, я ехал потихоньку параллельно его следам, но они меня выводили прямо на какую-то тетеньку, пришлось свернуть чуть вниз, скорость увеличилась и тут же легкий тычек в укрытый снегом камень. Я уже натыкался на камни, но здесь, выкарабкиваясь из снежной пелены (а на склонах Чорргора его было много), у меня уже было чувство, что купанием в снегу я не ограничился. Так и есть Нос моей многострадальной правой лыжи на притяжении почти 40 см. отсутствовал. Разные мысли побежали, типа здравствуй Имандра, или будем в лесу выстругивать мне новую, или доброму Лебединцу где и как искать новые лыжи. Но это секундное дело. Лыжи сняты и бодрым шагом я заканчиваю спуск с этого крутого участка. Внизу меня уже все наши ждут. Пока Диман возился с моей лыжей, Валентин на примусе готовил чай, Наташка (мл) всех подбивала поиграть - потолкаться и поваляться в снегу (это она насмотрелась на повсюду снующих детей), Серега Нарольский тем временем склонял меня к бегству. И даже предлагал два варианта - 1) мы оба потихоньку сваливаем в Имандру и 2) мы меняемся лыжами и он также тихо и смирно уходить на ту же станцию. Кстати сказать, нога у Сереги (голень) опухла конкретно, и при поворотах ступни изрядно хрустела (как у Буратино). Серега говорил здравые мысли, но меня прежде всего волновал вопрос - как дойти до низу, а это еще 10 километров. Дима, тем временем вовсю перекраивал мою лыжу - было принято решение развернуть лыжу на 180 градусов, соответственно переставлено крепление, а к носу, ранее более известному как зад лыжи, примотана дюралевой накладкой с небольшим загибом вверх. С самого начала спуска я понял, что самая интересная часть похода только началась. Если у меня и были проблемы с вестибулярным аппаратом, то сейчас они либо решаются сами собой, либо вниз я иду пешком. Несмотря на загиб накладки, лыжа все равно зарывается и постоянно приходится балансировать на одной ноге в случае появления неровностей на лыжне, а поскольку ее явно не бураном прорезали, упражнений у меня предостаточно. Поскольку для туристов безвыходных ситуаций не бывает, я быстро приноровился и к своему удивлению от группы совсем не отстаю. А начавшихся спуск между деревцами,, очень напоминающий настоящий слалом, приводит меня просто в восторг, уверенность в собственных силах возвращается ко мне с удвоенной силой. На привале Зубков вспоминая все несчастья, приключившиеся со мной советует мне в Воронеже сходить к какой-нибудь бабке, чтоб она с меня порчу сняла. Все смеются, а Нарольский вопросительно смотрит на меня - что я думаю об Имандре. Наталья Сергеева сейчас тоже не в своей тарелке, у нее начинается бронхит. Но она мужественно идет с нами. О ее мужестве ходят легенды. Однажды она с порванными связками прошла горный поход 3- й к.с. от начала до конца. А сейчас она глядя через солнцезащитные очки на снег, рассуждает о том, почему в этой долине - долине ручья Меридианальный и р. Гольцовке снега давно не было. На что Валя остроумно замечает, да снега не было так давно, что даже фантик от конфеты, проваливается в снег с головой. Основная проблема в этих местах, как нас и предупреждали это найти дрова. Мы поднялись по ручью достаточно высоко в направлении пер.Ферсмана, но пришлось возвращаться в поисках дров. В итоге мы нашли отличную пеньковую поляну, где вдоволь высохших дровин. А также Пашка под снегом раскопал залежи заготовленных дров. Поскольку мы здесь останавливались на две ночи дров мы заготавливали много. И проезжавшие мимо туристы, которые несли обломанные с елок веточки, с завистью смотрели на наши заготовки. В вечеру мороз ударил за -20 градусов. Спали с печкой и удивлялись насколько много места освободилось в палатке с уходом одного Антона.

27 марта. День десятый. Ах, эти радиалки.

Сегодня сборы очень приятные, мы уходим без рюкзаков. Чуть привалили палатку, поскольку разобрали палки, служащие растяжками. Шестеро уходят в радиалку на перевал Юмьекор и в расщелину Аку-Аку, а Нарольский и Наталья Сергеева уходят в поселок Имандра за продуктами, у нас кончился сахар, ну и вкусненького чего-нибудь. Сначала в направлении Имандры мы идем вместе и встречаем такое количество детей, что диву даешься, неужели это заполярье. Здесь полно детей из Санкт-Петербурга, Архангельска, Петрозаводска и др. Весенние каникулы - одним словом. Сюда хочется вернуться еще. Вот идущие наверх расходятся с идущими вниз, и мы искренне верим, что Серега не поддастся искушению слинять в Воронеж. Хотя видно невооруженным глазом, что Серега на глазах превращается в тертого полярного волка, которому все ни почем. Погода стоит восхитительная. Легкий морозец около -7, солнце, лыжи катят отменно. Поднимаемся под взлет перевала Хибинпахкчорр и вот мы у расщелины Аку-Аку. Мы не ожидали такой красоты от севера. Никто из нас здесь не был, кроме Сергеевой, но она сейчас этого не видит. Мы в восхищении и все обладатели фотоаппаратов, а именно Валя, Дима, Паша останавливаются на каждом шагу, выбирая ракурс съемки. Очень жаль, что окончательно сели аккамуляторы у Пашиной камеры и сейчас она едет в рюкзаке Нарольского в Имандру на зарядку. (Справка, для тех кого больше интересуют физические и маршрутные характеристики Аку-Аку - 4-х километровая расщелина, представляющая из себя каньон со стенками от 10 до 20 метров и сбросом высоты с 500 до 250 метров, причем спуск выглядит как американские горки - крутой спуск, небольшой подъем. Ниже чуть иначе, но тоже здорово). Даже бывалый Валентин в восхищении, жалеет что взял мало пленок. Он говорит, что именно так выглядит знаменитый заполярный март, про который в песнях поют. Красоту Аку-Аку фотографии передать не могут, там надо побывать. Очарованные мы спустились. Ждали дольше всех нашего фотокора Диму. Последний кто его видел - Паша - говорит что Димка кружил вокруг какого-то растения в виде укропа. Нам стало жаль Антона из-за того, что он прошел самую трудную часть пути, а собственно истинной красоты и не увидел. А теперь собственно наш перевал Юмьекор. До него набор высоты 400 метров. Поднялись мы за 45 минут. На подъеме копошилось до 80 человек отдыхающих, причем был замечен ребенок двух лет, поднимавшийся наверх на шее у мамы. Спуск с этого перевала был горнолыжный, почти целинные снежные поля, едь - не хочу. Дима при поиске нашей стоянки проявил чудеса ориентирования и на нашу стоянку мы вышли без лишнего метра блуждания. Однако несколько озадачены мы были тем, что еще не было Натальи и Сереги. Вернулись они с сахаром, бубликами, хлебом и даже пивом. Наталья, как истинный сотрудник службы исследования общественного мнения иизложила нам полную информацию о населении поселка Имандра, причем классифицировала его по половым, возрастным, образовательным признакам, роду занятий и дальнейших перспективах развития. Она зарядили Пашины аккумуляторы. Местный фельдшер поставил Наталье диагноз - бронхит и рекомендовал немедленно заняться лечением. Еще они познакомились с пед. составом местной школы. Наталья таким образом покидает нас - уходит в Имандру, поживет пару дней в местной школе и присоединиться к нам на вокзале в Аппатитах.

28 марта. День одиннадцатый. В кошках на вершину.

Лучших людей теряем. Наталья уходит и нас остается только семеро. Сегодня перед нами перевал Западный Арсеньева 1010 м. Взобравшись на отрог вершины Юмьечорр, надели кошки. Несли их мы все-таки не зря. Мы вошли в раж и решили подняться на вершину, а уже с нее спуститься на перевал. Погода соблаговолила нам, кошки мы примеряли и подгоняли не спеша, со вкусом как в магазине. Димка заснял каждого за этим занятием. Боюсь будь погода похуже это переобувание не доставило нам столько удовольствия. Покорять такие вершины одно удовольствие. Всего каких-то 1095м. Но на самую верхушку мы не наступали. Ветер надул солидные карнизы и подходить к краям мы не рисковали, но панорама, которая открылась перед нами просто восхитительна. Озеро Большая Имандра оказалось гораздо больше, чем я ожидал увидеть. И неподалеку мы увидели плато, на котором находится высшая точка Хибин. У начальников сразу возникли мысли сходить туда. После долгих минут любования окрестностями пришлось идти вниз пока тоже в кошках. Здесь крутовато. Дима произнес крылатые для этого похода слова - парашютики не забываем и водрузив свои парашюты- рюкзаки на спины мы приземлились на перевале. Тут снова открылся рай для любителей фотографии. Вертикальные стены, облепленные снегом, безветрие и солнце подвиг участников нашей загородной прогулки на съемки в голом виде. Нарольский очень довольный сегодняшними ощущениями тем не менее замечает - опять меня развели, затащили на вершину. Зачем? Ведь самое красивое здесь. Загорали наверху мы аж до 16.00. Теперь мы в долине реки Малой Белой. Спуск был крут и шли в кошках по лавиноопасному склону, даже образовалась линий отрыва. Зато когда надели лыжи Пашка и Дима затеяли горнолыжные соревнования спускались и поднимались - позировали и на фото и на видео. Вскоре нашли стоянку каких-то варваров. Площадка под палатку густо устелена лапником (ветками ели). Площадка, кстати последняя наша ночевка, обустроена, однако не слишком удобна. Вокруг костра особо не рассядешься - он в яме и в палатке, теперь уже всемером места было под обрез , к тому же спали почти что полусидя. Спим с печкой, соответственно и дров заготавливаем много. Ночами сейчас тепло и некоторые особо рьяные дежурные, которые очень активно подбрасывают в печку дрова превращают нашу палатку просто в газовую камеру. Сегодня Дима внес официальные изменения в маршрут, которые давно все желали, но до решения этого вопроса дело не доходило. Первоначальный план предполагал на следующий день первал Рамзая, а в последний день марш-бросок через перевал Географов в Аппатиты. На ненавязчивое предложение метра Валентина Дима сказал "Да". И значит мы идем радиалку на высшую точку Хибин.

29 марта. День двеннадцатый. Мы на вершине Хибин .

Подъем дежурных и завтрак по расписанию. А после завтрака легкий отдых, включающий приятную дрему. На порыв Зубкова выйти из палатки, капитан сказал - еще не время. А после того, как Дима в очередной раз проснулся (по видимому захотел на Шхельду) он скомандовал - Началось. Сборы наши коротки. И вот шестеро туристов вышли на покорение горы Юдычвумчорр высотой 1200 метров. Основная проблема, как говорит Валя, это ее найти, поскольку это незначительное возвышение на обширном плато. В лагере остался один Серега Нарольский, сейчас он отдыхает, еще не зная, что сегодня на его долю выпадет самое серьезное испытание. Быстро траверсировав заросшие пригорки мы вышли на лыжню, ведущую вверх по ручью, ведущему к перевалу Ферсмана и начали подъем в кошках по отрогу Юдычвымчора. После часа ходьбы вышли на плато. К этому времени неугомонная Наташка убежала так, что ее и не видно было. Мужчины шли с достаточно равными интервалами от 30 до 100 метров и на плато надели лыжи. Наталью мы встретили через полчаса, она с разочарованием брела навстречу - куда идти - где тут верх. То, что называют вершиной нашел разумеется Валентин. Высшей точкой северных гор оказался пупок из двух льдинок и такого же количества палок, торчащих из льда. Как только традиционные съемки покоренного препятствия были закончены, начался очень сильный ветерок, такой что желания еще хоть минутку поторчать здесь не возникало. Спуск с плато мы совершали на перевал Крутой высотой около тысячи шестидесяти метров. На ураганном ветру пришлось снимать лыжи и в кошках по стенке проходить по 15-метровой стенке. А еще в 20 метрах тишина и обалденный спуск. А еще чуть ниже, уже на участке пологого спуска мы въехали на раскатанный участок спуска с перевала Ферсмана. "… такого наслаждения за весь поход я не получал. Даже необходимость постоянно следить за норовящей зарыться сломанной лыжей не мешает нестись на всех парах и разгоняться коньком. Только однажды на повороте не поймав стремительный нырок моей культи в сугроб, пришлось упасть во избежание других повреждений." А в это время Нарольский в лагере не находил себе места. Пришли какие-то крендели в "фирме" и говорят - ваши шестеро ребят пошли туда-то. Так там сошла лавина как раз в то время когда их там видели. Готовься - сейчас соберем спасы и пойдем их откапывать. Отбой тревоги прошел нескоро. Когда мы вернулись Серега нас уже ждал. Но вид у него был потрясенный. В честь прощания был устроен фейерверк. Сначала Паша запустил ракету. Она так красиво и ярко полетела, что мы сразу порадовались, что она избрала направление отличное от нашей палатки. А потом жгли остатки бензина. Торжественно был спален трухлявый пенек, а затем сухое дерево. Нарольский и Дима долго карячились, пытаясь принести приглянувшуюся сушину ближе к палатке. В итоге вплотную участвовали в действе только двое, а остальные любовались издалека. Наталья не хочет уезжать, ей тут очень понравилось. Предлагаем остаться. Почему-то не соглашается. В последний вечер собираться никто не спешил. Одна беда - спирт мы не пили уже второй день - закончился. Просчитались, видимо шкалик мерный был не 30-ти граммовый.

30 марта. День тринадцатый. Мы смогли это.

"… Сегодня я был бессовестно разбужен в пять часов утра дежурить у печки. Спросонья я не разобрал кто меня будил, но когда я протянул руки за фонариком и часами, сменщик мне пожал руку - я воспринял это как пожелание удачи, чтоб ничего не случилось. И по столь теплому отношению понял - это Зубков. В палатке и так было очень душно и как дежурный я пошел готовить завтрак..." На завтрак Наталья из остатков какао приготовила нам шоколад. Доедали все вкусности. В день отъезда никто не тянул время. Все сегодня хотели попасть в баню, да и просто не опоздать на поезд. Был установлен рекорд по выходу. Лагерь покинули в 8.45. До Рамзая 11 км. "…Меня терзают смутные сомнения относительно перспективы попасть в баню. Да и вообще в последний день разболелись все раны, полученные в походе. Я никуда не тороплюсь. Необычно - сегодня Наталья идет за мной, а не как обычно впереди. У нее опухла нога. И мы с Натальей целых две ходки горланили песни, как туристские, так и народные и даже детские. Сначала Валя нам удивлялся, а потом тоже присоединился. Уже на подходе к Рамзаю по широкому полю шли в ряд я, Наташка и Паша и просто разговаривали - как будто на велазке к Белой горе под Воронежем..." В день свала было пройдено наибольшее за поход количество километров - 25. Когда вышли на дорогу, ведущую к Кировску то огромные толпы проходящих мимо туристов нас уже не удивляли. Автобусы здесь конечно не ходят и до города по дороге придется идти. Затем еще 2 км пешком по асфальту. Ловим автобус до самого Кировска и тут же пересадка в автобус на Аппатиты. Такой стремительный свал всегда производит впечатление. Только что ты был совсем диким и тут уже в окружении цивилизации. И баня уже не нужна. В 16.30 мы в Кировске. В 17.00 в Аппатитах. А в 19.15 грузимся в наш паровоз, предварительно запасясь всяческой провизией. Через три ночи и два дня мы дома.

Некоторые статистические данные по маршруту.

Приехав домой и неспеша просчитав весь маршрут- перепады высот и длину пути, сделали вывод, что паход был не третьей, а четвёртой категории сложности.

Нитка маршрута выглядит следующим образом:

рудник Карнасутра - озеро Ильма (высота 380 м) - р.Ильмайок - пер.Эльмарайок (660м) - р.Эльмарайок - озеро Сейдозеро (190 м) - ручей Чевруай - пер.Чевруай-Лядв (830 м) - склон горы Мантепахк (900 м) - отрог Куфтюн - ручей Киткуай - озеро Умбозеро (150 м) - мыс Голкинский - ручей Майватальйок - г.Нумуайв (684м) - пер. Нумуайв - траверс склона г. Сев. Сулуайв - ручей Кальйок - (350 м) - пер Обманный (564 м) - река Обманная - траверс северных склонов гор (350 м) - ручей Горйок - пер. Сев.Лявочорр (710 м) - ручей Сев. Лявайок) - озеро Пайкуньявр (Гольцовое) (210 м) - ручей Кунийок - база КСС (270м) - радиально пер Сев. Рисчорр (910 м) - ручей Петрелиуса - пер.Южн.Чорргор (850 м) - ручей Часнайок - ручей Меридианальный (300 м) - кольцо: ( р.Гольцовка (250 м) - устье ручья Индивичйок - лев. приток р.Гольцовка - отрог г.Хибинпахкчорр (500м) - расщелина Аку-Аку - ручей Юмьекоруай (290 м) - пер. Юмьекорр (690 м) - ручей Меридианальный (300м) ) - г. Юмьечорр (1097 м) - пер.Зап.Арсеньева (1010 м) - река Малая Белая (320 м) - кольцо: ( траверс ручья Ферсмана - г.Юдычвумчорр (1200 м) - пер Крутой (1054м) - исток ручья Ферсмана - река Малая Белая (320 м) ) - пер Рамзая (770 м) ручей Поачйок - озера Мал.Вудъявр - город Кировск (320 м)

Сайт создан в системе uCoz